Лекальные кривые

Обновлено 13 мая 2018

Вот ты ж дизайнер, почему рисуешь такой импотентский огонь?

Иконки огня

Иконки по запросу «Fire» — результат работы разных дизайнеров.

Большая часть — это полный шлак, который не то что нельзя показывать людям, а даже на своем компе сохранять нельзя.

Давай оставим пока построение фигур по сетке и общую форму, а сосредоточимся только на плавности линий. Когда дизайнеры переползли чертить в диджитал пространство, у них потерялся такой чудо-инструмент, как лекало.

Кривая

Помню еще в дошкольном возрасте оно попало мне на глаза и очень удивило причудливостью формы. Я пытался задействовать его в своих рисунках: поначалу это была примитивная обводка формы и подрисовывание глаз, зубов, чтобы вышел крокодил, например или что-то еще. Но со временем лекало позволило делать «упругие линии» между любыми двумя точками. Конечно, голову приходилось подключать и оценивать плавность перехода, но с опытом стало получаться намного быстрее.

В графическом же редакторе упругость не учитывается никак: линия может быть дряблая, обвисшая, неуверенная и почему-то это не смущает начинающих графиков.

«Оттого, что ты засунул в жопу перо, ты еще не стал павлином»
Чак Паланик, «Бойцовский клуб».

Нормальная же форма, эстетичная, должна быть упругой. В качестве примера можно взять гибкое лекало или жесткий прут с достаточной эластичностью и выгибать их, повторяя нужную кривую. Только путём проб и ошибок, насмотренностью, можно развить в себе виденье лекальности кривых. Тогда даже при отсутствии реального инструмента можно создавать в графическом редакторе гармоничные кривые.

Изогнутая кривая

Чаще всего в редакторе для начертания произвольных форм используются кривые Безье. Не смотря на название, они были открыты на три года раньше Полем де Костельжо. В 1959 он занимался проектированием форм кузовов автомобилей в Ситроене и кривые являлись производственной тайной. Его коллега Пьер Безье из концерна Рено первым описал и обнародовал принцип построения кривых в 1962.

В графическом редакторе орудовать ими достаточно просто: ставится опорная точка и от нее расходятся «усами» два вектора направления кривой, за ней ставится следующая, потом следующая, усы корректируются нужным образом и в итоге нескольких итераций получается требуемая фигура.

Несколько лет назад, когда мы работали над MatreshKit, я был удивлен нелекальности кривых большинства реальных матрешек. Поэтому была потрачена масса времени на подбор лекальной и при этом удобной для использования формы.

MatreshKit

Нарушить форму без видения и чувства лекальности очень легко. Поэтому нас окружает приличное количество посредственных форм, которые в свою очередь понижают градус нашей эстетики, подсовывая в насмотренность плохие примеры. И возникает тогда резонный вопрос: а может и нет смысла в лекальности — пусть все насмотрятся на нелекальные кривые и будет нам всем счастье без заморочек. Но не тут-то было: оспорить этот тезис приходит сама природа, которая создает массу лекальных форм.

Формы

Но если новоиспеченные диджитал дизайнеры не видят проблемы в этом, то как тогда вообще недизайнерам суметь распознать проблему? Мозг на протяжении многих веков существования людей научился определять лекальность форм без специальных инструментов. Это хорошо демонстрируют наиболее привычные формы.

Хорошая лекальная форма плавна и упруга на любом выбранном участке, в ней нет резких перепадов, ступенек, дрожания, она естественно красива.