Сбор неведомой фигни

23 апреля 2022

С тобой бывает такое, что какая-то задача кажется очень сложной, иногда даже условие перечитываешь по несколько раз, потому что не можешь понять, а потом спустя время ты оглядываешься и думаешь, оказывается тут все просто было?

Остров Myst

Тут вклинивается немного другая история, на первый взгляд вообще несвязанная.

В 1996 году мне посчастливилось познакомиться с игрой Myst. До нее были Goblins, King’s Quest, Full Throttle, 7th Guest и другие квесты/адвенчуры. Но именно Myst занял теплые места в сердце и мозгу. На тот момент, там были отличные графика и звук. Но самым главным был и остается сюжет.

Официальный трейлер

Игра идет от первого лица. Ты оказываешься на странном острове, на котором есть несколько сооружений привычных и не очень: затонувший корабль, огромные шестерни, какая-то ракета, библиотека с тайным проходом в башню, обсерватория, бункер и еще много всего… В библиотеке лежат на отдельных полках красная и синяя книги, при открытии которых белый шум и помехи, а по мере добавления в них страниц соответствующего цвета, ты начинаешь четче видеть и слышать Сирруса и Ахенара — двух братьев, дающих противоречивые сведения друг относительно друга, но понимаешь, что они заточены в эти книги и страстно желают выбраться оттуда. И вот шаг за шагом, читая другие книги из библиотеки — дневники Атруса — их отца, находя чужие письма, взаимодействуя с диковинными механизмами, ты начинаешь лучше понимать происходящее, не смотря на то, что еще пару (а то и пару десятков) часов назад ты вообще ничего не понимал об этом месте, о происходящих тут событиях, и какому из братьев можно доверять. А в конце игры, ты выясняешь, что игру оказывается можно было пройти за 5 минут, вместо многих часов, и разгадка у тебя лежала под носом, но без полученной подсказки, перспектива ее решения стремилась к нулю.

С тех пор у Myst было несколько обновлений и продолжений (всего 5 частей), а также URU: Ages beyound Myst и URU live. Были еще Lighthouse и Schizm, явно вдохновленные Мистом. Также создатели Мист — Cyan Inc.— выпустили отдельную историю, несвязанную с эпохами Миста, но атмосферную, с вариативными развязками и отличными головоломками — Obduction, а еще на подходе пропекается новенький Firmament.

Последнее произошло в 2021, где заново пересобрали миры с улучшенной графикой и взаимодействием, на мой взгляд только очень зря сделали трехмерных персонажей, вместо реальных видео — это конечно экономически оправдано, но сильно портит атмосферу

И это не просто интересно, но и полезно. В первых играх такого плана ничего не было предусмотрено для удобства составления заметок: ты либо держал в голове, либо что-то зарисовывал. Но все же не будешь зарисовывать — элементарно лень, да и погрузиться в игровой процесс интереснее, чем перерисовывать все подряд. Поэтому многие вещи начинаешь просто держать в голове, а чем чаще ты это делаешь, тем больше можешь удержать одновременно.

И вот, например, видишь ты затопленный корабль, причем видишь только мачты, торчащие из воды — что там корабль, уже домысливаешь на основе опыта — и это выскальзывает из внимания: ну корабль и корабль, затонул и затонул — бывает. А потом видишь в центре острова чашу с таким же затопленным, но миниатюрным кораблем. И уже начинаешь думать, что это неспроста и возможно корабль можно поднять. Ни с миниатюрным, ни с большим кораблем взаимодействовать не выходит. А вокруг чаши стоят восемь стел с изображениями различных предметов. Столкновение с этими изображениями на страницах дневника Атруса и начертаниями созвездий тоже вроде бы ни о чем не говорит, но начинаешь задумываться, как это может быть связано. А когда находишь обсерваторию, начинаешь понимать, что ты можешь с этим что-то сделать. Но что? В обсерватории можешь ввести даты на панели управления телескопом. Что за даты? Их же бессчетное множество. А даты тоже можно найти, решив другую головоломку. И вот когда у тебя есть даты, поля ввода для дат, изображение нужных созвездий, соответствие их изображениям со стел и возможность включать и выключать эти символы на стелах, а потом всплывает корабль в чаше, и уже не остается сомнений, что большой корабль тоже поднялся.

Одновременное содержание в голове

И так с каждой загадкой: сначала, ты собираешь информацию, много разной на первый взгляд странной фигни, а потом начинается анализ, потом перебираешь в памяти похожие штуки, крутишь их вертишь, так и сяк, сначала те, которые сразу приходят на ум, потом и менее явные, а иногда и абсурдные пытаешься подставить, когда совсем отчаялся. Постепенно, ты начинаешь орудовать в голове десятками разнообразных связей, от кусков несвязанных между собой головоломок, до нахождения путей и решения логических задач.

Справедливости ради в квестах от Cyan Inc. абсурдных вещей не встречал — все поддается логике, порой сложной и запутанной, но логике. В то время как в Schizm’е были головоломки, которые я проходил только с подсказкой, при этом даже после подсказки не получилось понять логику авторов.

Остров Myst

Но я отвлекся…

К чему я все это рассказывал? В жизни получается также. Изначально есть много сфер, в которых ты ничего не понимаешь. Собирая новые знания кусочек за кусочком, ты лучше понимаешь происходящее. Совмещая кусочки из разных сфер, ты можешь лучше понимать новые. Иногда, как и в игре, при неверной интерпретации, можешь ошибиться с выводами, но, в любом случае, чем больше у тебя таких кусочков, чем дольше ты их крутил в голове и на практике, тем чаще получается уверенный результат.

Таким образом ты легче разбираешься в разных сферах. Например, мой опыт и опыт моих знакомых, изучающих иностранные языки, говорят следующее: когда ты знаешь один язык, второй дается достаточно сложно (если ты растешь не в билингвальной среде), при двух языках третий выучить уже проще, при пяти уже начинают щелкаться как орешки, особенно если принадлежат одной языковой группе. И в новых сферах бизнеса так же становится проще разбираться с освоением нескольких десятков индустрий: есть одинаковые или подобные части, на изучение которых уже не требуется дополнительное время, плюс формируется набор отмычек, выявляющих специфику нового бизнеса. А когда ты вдобавок к этому изучаешь и другие сферы, осваиваешь науки, то паззл складывается еще проще и еще быстрее. Разумеется одного освоения мало — необходимы горящие глаза и пытливый ум — тема должна интересовать, погружение в нее должно быть релевантным и вести к чему-то важному для тебя.

Понятно, что знания современного человечества настолько велики и сложны, что жизни не хватит, чтобы постигнуть их все. Даже в сфере диджитал-дизайна есть столько всего, что одинаково хорошо освоить наряду с этим фронт-энд уже не представляется возможным — где-то явно начнешь проседать. Что уж говорить о глубоком изучении других наук и сфер… Но все же тренировка мозга на построении взаимосвязей в голове, логических цепочек, жонглирование и перебор данных, позволяют все быстрее и быстрее осваивать новые знания и навыки. А тренироваться лучше смолоду и на играх.

Если ваш ребенок играет в видео-игры, попробуйте сместить центр его внимания на квесты. Таким образом вы не лишаете его вовсе игр, но он уже просиживает время с пользой для развития мозга. Делать это стоит максимально аккуратно и продуманно, чтобы не вызвать неприязнь, т. к. вы отбираете у него то, что он хотел изначально. Можно попробовать начать с более простых игр.

Список моих любимцев (упорядочен по степени убывания годности для детей. Что из этого давать детям — это, конечно, на ваше усмотрение — попробуйте сперва сами):

  • Samorost (серия, 3-й самый сложный)
  • Neverhood
  • Siberia (серия)
  • Machinarium
  • Myst (серия)
  • Obduction
  • The Room (серия)
  • серия квестов от Rusty Lake (у них разные названия), но это точно не для детей

Я еще считаю полезными стратегии (кстати, элементарно шахматы тоже неплохо, при этом глаза отдыхают от экрана) и гонки (желательно не спортивные типа Nascar или F1, а аркадные, без жестких правил, однозначных трасс и пр.) — отлично развивают реакцию. Еще была отличная серия игр The Incredible Machine, где надо было составлять цепочки из влияющих друг на друга объектов. Да вообще есть много интересных и полезных игр.