Золотое сечение — миф или реальность?
Обновлено 31 августа 2021
Сегодня можно часто встретить противников использования золотого сечения, приводящих утрированные примеры того, что методы не работают.
Чтобы лучше орудовать инструментом, нужно лучше его понимать. Можно хаять ложку за то, что ей неудобно копать, а лопату за неудобство ей принимать пищу. Но инструменты не виноваты, что их используют не по назначению. Любую хорошую идею можно довести до абсурда, если не использовать мозг.
Итак, давай разбираться. В книжках нас встретит как обычно какое-нибудь заумное определение типа:
это соотношение двух величин b и a, a > b, когда справедливо a/b = (a+b)/a
Не понятно? Действительно сложно для понимания навскидку. Еще для большего страха его обзовут какой-то греческой буквой Φ. Но что нам это дает? Ничего. Наверное и противники сечения ничего не поняли и решили с досады зарубить идею на корню. А мы как раз попробуем заглянуть в этот корень.
Золотое сечение называют также божественной пропорцией. Словосочетание исходит из соотношений выявленных в природных размерах составных частей флоры и фауны. Всем известен витрувианский человек Да Винчи, демонстрирующий гармоничные пропорции.
Также не только в человеческом теле можно найти эти самые пропорции, но во многих творениях природы: растения, раковины моллюсков, тела животных.
Опять же нашлись злые языки, пытающиеся ставить под сомнение важность золотого сечения. С возмущённым непониманием приводятся в пример работы Луки Пачоли (итальянский математик, 1445–1514 гг), мол как по таким сложным математическим расчетам зодчие могли рассчитать смету. Что при проектировании более древних сооружений, все золотые пропорции случайны и сторонники «золота» лишь подгоняют цифры. Мол большинство музейных картин также далеки от золотого сечения и во внешних габаритах и композиционно. Что в результате широких антропометрических измерений, проведенных на территории бывшего СССР (РСФСР, Армянская ССР, Литовская ССР) выяснилось, что пропорции реальных людей отличаются на 7–15% от модулора Ле Корбюзье и канонической пропорции. Но эти опровержения ничего не доказывают, а лишь подчеркивают, что человек даже на подсознательном уровне пытается стремиться в своих творениях использовать гармоническую пропорцию и, собственно, как и у самой природы, у него не получается идеальный результат, вписывающийся четко в формулу, а выходит лишь стремление к идеалу.
Построение логотипа Gabriel Rossi по принципам золотого сечения — Const Lab, 2016.
В диджитале достаточно просто получить золотое соотношение. Достаточно в любом графическом редакторе нарисовать правильную звезду и мерить ее лучами:
Также при рассмотрении золотого сечения нельзя обойти стороной последовательность Фибоначчи, где каждое следующее число равняется сумме двух предыдущих, например, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144 и т. д. Чем больше значения, тем ближе отношение соседних чисел приближается к золотому сечению, но никогда не достигает его полностью.
Золотое сечение, как гармоничное соотношение пропорций — однозначно не миф — и стоит его применять. Но нужно при этом понимать наивность убеждения в волшебстве этого метода — применение без видения целей и понимания причин могут привести к сомнительному результату.