Как сделать цвет одинаковым на экране и при печати

обновлено 18 января 2022

Мы часто в работе сталкиваемся с тем, что нужно сделать цвет на печати одинаковым или хотя бы максимально близким к тому, что видим на экране. Давай вместе попробуем разобраться, как же это сделать.

Коротко отвечу — никак.

Идеально цвет на бумаге 1-в-1 не совпадет даже с применением разных современных мониторов с IPS / XDR / True Tone и прочими штуками.

Почему так происходит

То, что мы видим на экране и на бумаге — это два разных цветовых пространства и два абсолютно разных принципа передачи цвета:

RGB

RGB

Red–Green–Blue

Аддитивное цветовое пространство — для экранов. Цвета, перекрывая друг друга, становятся ярче.

Цвет зависит от интенсивности свечения красных, зеленых и синих «лампочек» внутри пиксельной ячейки.

CMYK

CMYK

Cyan–Magenta–Yellow–Key

Субтрактивное цветовое пространство — для печати. Цвета, перекрывая друг друга, становятся темнее.

Цвет зависит от пропорций смешиваемых красок на листе.

 

CMYK используется в полиграфии, домашних и офисных принтерах для печати фотографий и цветных иллюстраций.

Существует ошибочное мнение, что K в CMYK — это blacK, но странным было бы называть все цвета по первой букве, а последний — по последней, несмотря на улавливаемую закономерность. K — это именно Key — ключевой цвет, которым может быть даже не черный, а, например, серебряный, в то время как черный получится путем перекрытия трех других цветов.

Если еще проще, то RGB — это эффект витража, когда через разноцветное стекло проходят солнечные лучи — как ни печатай на открытках в CMYK с суперским качеством на добротной бумаге, задирая насыщенность, — такого же эффекта как от живого витража не будет, т. к. ничего не светится изнутри, и вдобавок будут влиять отражение и поглощение света на поверхности бумаги, и естественное окружение — свет, тень, блики, рефлексы и прочее, что также исказит оттенки напечатанного изображения. При лампе дневного света, теплого света и солнечном свете — у нас будут три разных оттенка одного и того же цвета. А если мы рядом поставим монитор для сравнения, то это только усилит контраст.

Витраж

Обрати внимание, как на витраже светятся разноцветные стекла — примерно так же горят пиксели на экране, а бумага не светится изнутри.

Не смотря на то, что цвета в пространствах RGB и CMYK — это четкие наборы значений для экрана или принтера, реальное отображение цвета, зависит от множества факторов. На экранах — от качества монитора и калибровки. На печати ― от качества краски и печатного оборудования, плотности бумаги, влажности воздуха и пр. На одной и той же печатной машине с одними и теми же людьми может получиться два абсолютно разных варианта. А еще на все это накладывается освещение и особенности восприятия цвета глазом каждого отдельно взятого индивида.

Модель CMYK просто физически не может воспроизвести полный спектр цветов из RGB и тем более не может уместить в себя все, что способен различать здоровый человеческий глаз.

Видимый цветовой диапазон

На изображении примерная схема распределения объема цвета в трех цветовых пространствах.

Можно постараться приблизиться к требуемому цвету, но нужно отдавать себе отчет, что это будет решение, построенное на компромиссе. Чтобы выжать по максимуму при передаче с экрана на бумагу, потребуется допечатная подготовка, где происходит аккуратная перегонка и подбор близких оттенков из одного пространства в другое.

Фото изумруда в RGB

Фото изумруда в RGB

Тот же изумруд, но уже в CMYK

Тот же изумруд, но уже в CMYK

Такое изображение видно на экране при переводе в CMYK, на печати данный образец будет еще хуже

Есть еще такой зверь как пантон — все возможные для печати цвета задаются специальными кодами. Компания Pantone обещает, что выбрав соответствующий код из веера и задав его в соответствующем ПО, мы получим тот же цвет и при дальнейшей печати (помним про поправку на качество бумаги, оборудования и пр.). С пантонами мы можем получить больше цветов, чем в пространстве CMYK с его ограничениями, но пантонная печать проходит в несколько прогонов и дает только чистый цвет без смены оттенка. Т.е. для печати трехцветного лого нам нужно три раза пропустить лист, печатая каждый цвет отдельно. Таким способом не представляется возможным напечатать красочное фото, по крайней мере, быстро и сравнительно дешево :)

Pantone — компания, занимающаяся чернилами и пигментами, и более известная одноименными цветовыми веерами.

Pantone Matching System (PMS) — система подбора цвета, но не цветовое пространство: у цветов есть код, но нет значений цветовых координат.

Примеры вееров Pantone

Примеры вееров Pantone

Также не стоит думать, что пантонный цвет, отображаемый на экране в Adobe Illustrator, например, будет точно таким же и на печати. У Pantone есть разные серии аналоговых вееров с матовыми и глянцевыми красками, пастелью и металликами, новыми коллекциями и старыми — соответственно, нужно найти требуемый цвет на таком веере и уже этот цвет указывать в ПО.

Затрагивая тему цветопередачи, не удастся обойти стороной пространство LAB (Lightness (яркость) от 0 до 100; A — диапазон между зеленым и красным; B — диапазон между синим и желтым). Можно для простоты разложить на квадратной системе координат, где в углах будут зеленый, красный, фиолетовый и синий, между ними переходные цвета, при этом всю эту палитру можно осветлять и затемнять. Проектировалось оно с условием, что не будет привязано к конкретному устройству вывода и покроет весь видимый спектр близкий к осознанию цвета человеком. LAB используется обычно как промежуточное цветовое пространство для конвертации между RGB и CMYK и в цветокоррекции.

В LAB, благодаря ее особенностям построения, проще и быстрее делать красивые градиенты с насыщенными переходами из цвета в цвет без грязи.

Производной этого пространства является цилиндрическая Lсh (Lightness (яркость) от 0 до 100; chroma (хроматическая составляющая, насыщенность) — радиус и удаленность от центра цветового круга; hue (оттенок) — угол поворота в градусах).

Как же тогда быть?

Самое верное решение — цветопроба. Лучше подготовить пробник небольшого размера, который залить плашками различных оттенков, близких к желаемому: холоднее, теплее, светлее, темнее, насыщеннее и т. п. Этот файл печатаем единичным тиражом и выбираем оптимальный цвет. Да, за цветопробу придется отдельно заплатить, но это лучше, чем получить тираж левого цвета.

При простых (без градиентов, без изображений и прочего) цветах использовать пантон, но цвет проверять на соответствующем аналоговом веере заранее, а также учитывать свойства пигмента и выбранного оттенка бумаги (как они поведут себя вместе).

Если черный не слишком черный (на изображениях, т. к. для текста достаточно 0/0/0/100, а зачастую даже больше, чем нужно), то можно добавить остальных красок — 50/50/50/100. Главное — не переборщить с процентной суммой красок для выбранного типа бумаги.

Можно, изменяя параметры цветов делать черный потеплее (50/0/0/100) или похолоднее (50/0/0/100)