Сортировка информационного мусора
Обновлено 10 апреля 2018
В английском языке есть словосочетание junk food (дешевая, мусорная еда), под которым подразумеваются всякие закуски, набивающие брюхо, но не дающие организму ничего полезного.
Развитие многочисленных каналов рекламы, доступность и вливание в нашу жизнь смартфонов и прочих умных гаджетов, а так же то, что теперь каждый способен создать контент, породили необъятные тонны информационного мусора — информации не дающей ничего полезного, лишь набивающая хламом чертоги памяти.
Для себя решил классифицировать его по следующим группам:
Смысловой мусор
Интернет и книжные полки завалены просто каким-то хламом от людей, которые еще вчера только взяли палку в руки. Информация в разных источниках искажается и теми, кому выгодно, и теми, кто это сделал неосознанно. Даже если представить, что все было бы правдой, то далеко не факт, что людям действительно все это нужно.
Копирайтерский мусор
То, без чего смысл текстов не изменится. Вся та избыточная вода в текстах, канцеляризмы, раздувающие формулировками текстовые контейнеры и путающие мысль.
Мои тексты также изрядно полны мусора, но я пытаюсь с собой бороться. К сожалению, не очень эффективно, но оправдываю себя тем, что я ненастоящий копирайтер.
Визуальный мусор
Если предыдущие пункты разобраны достаточно поверхностно, т. к. это не сфера моего влияния, то здесь позволю себе развернуться и выделить подвиды.
Безвкусица и кустарщина
Организмы этого вида не только эстетически засоряют пространство, но и наносят вред: мешают нам воспитывать в себе чувство прекрасного, подсовывают в наш обиход некачественные и непродуманные товары, и ничего в себе полезного не несут.
Так уж исторически сложилось, что не смотря на то, что хороших отечественных дизайнеров ценят во всем мире, у нас в стране уровень низкокачественных оформления и дизайна просто поражает. Независимо глубинка это или столица. Если брать процентное соотношение, то разницу между ними можно будет списать на погрешность. Воспитываясь на таких продуктах не одно поколение, очень сложно отличать потом качественное оформление от непрофессионального результата — на безрыбье и рак рыба.
Возникает вопрос: как определить, какое оформление профессиональное, а какое не стоит допускать к жизни? Я знаю только один приём — насмотренность. Эстетический дизайн — его сразу видно насмотренным глазом.
Вообще, это правило распространяется далеко за пределы искусства. В семье, где папа ходит в трениках с пузырями на коленях, дети, впитавшие эту картину дома, у соседей и родственников, вряд ли предпочтут костюм в будущем.
Если посмотреть на работы художников Древнего Египта или Античности, то можно сказать, что это такой выдержанный корпоративный стиль у них был, но на самом деле они не знали, что можно по-другому. Они стали заложниками своего образования и насмотренности. Современные же художники добиваются фотореалистичных сходств с объектами.
Так век за веком совершенствовалась насмотренность поколений. И дело точно не в моде и вопросах вкусовщины. Простой прогресс, это как учиться ходить, читать, считать, качать мышцы или играть на пианино. Сначала полная фигня, но при достаточном количестве итераций получается лучше и лучше.
Отсечение рекламы
Реклама — это тоже часть визуального мусора. Речь больше о рекламных носителях в городской среде и баннерной рекламе в интернете. Люди научились уже игнорировать все эти носители на подсознательном уровне, поэтому чтобы через них пробиться к зрителю, нужно делать что-то необычное или размещаться в каком-то таком месте, где даже при всём желании не пропустят.
И уж если это вдруг удалось, то качество такой рекламы и продуманность должны быть на высшем уровне: все по делу и сути.
Иначе будет как в фильме «Сияние», когда людям весь фильм спешил на помощь Дик Холлоран и герой Джека Николсона в первый же момент зарубил его топором.
Оформление ради оформления
Иногда видишь такое и диву даёшься: зачем так наворотили, глаза разбегаются, сфокусироваться не на чем, или через кучу рамочек и лишних повторяющихся батарей единообразных обозначений пытаешься выловить суть в таблице… Достаём бритву Оккама и отрезаем все лишнее. Если без чего-то можно обойтись или унифицировать, то смело избавляемся от лишних сущностей.
Полезный мусор
Иногда после бритвы Оккама смотришь на получившийся макет и он начинает казаться холодным и бездушным. В такие моменты приходит на помощь полезный мусор — например, графические элементы, не несущие за собой никакой мысли, кроме единственной — оживить дизайн.