Ошибка № 1. Убеждение «дизайн продает»
Обновлено 26 апреля 2018
Первые 10 лет существования компании я был уверен, что успех проекта зависит от дизайна и оформления. Чем круче и качественнее будет подача, чем удобнее будет пользоваться, тем скорее это купят.
Это статья из серии «Х ошибок, которые стоили мне 96 млн ₽»
Ситуация усугублялась успешностью тех наших продуктов, где клиент не вмешивался в оформление, а исключительно давал вводные по целям. Как правило, клиент после запуска проекта восторженно сообщал, как его клиенты высоко оценили созданный нами продукт, увеличилась лояльность и т. п. Все это заставляло меня слепо верить, что наша «картинка» — это главная составляющая успешности проекта. Поэтому с каждым новым клиентом, который так или иначе пытался внести коррективы в оформление, приходилось с пеной у рта отстаивать какие-то решения, приводя листы, исписанные аргументами, почему надо сделать именно так. И когда все это отметалось единственным — «Мы платим деньги, поэтому мы заказываем музыку», — мы сдавались и делали, как они хотят. И дальнейшие неудачи или просто не столь скорый рост, как у другого типа клиентов, я всегда списывал на то, что это дизайн не такой вышел.
Пошатнулось это убеждение, когда я увидел вполне успешный бизнес, но при этом у него были просто уродские айдентика и сайт. Собственно ход работ над проектом и вот этот новый опыт помогли увидеть причину проблемы: хороший дизайн не является фундаментом успешности бизнеса, а служит лишь катализатором. Реальный же успех проекта зависит от видения собственника и его способности находить профессиональных партнеров и доверять их экспертизе. Таким образом бизнес начинает становиться успешным во всех своих проявлениях.
Каким бы продуманным / pixel perfect / бьющим в цель ни был бы дизайн — он не выстрелит, если проблемы есть в самом бизнесе: отсутствует стратегия, плохо распределены роли и т. п.
Если у заказчика нет нормального подхода к бизнесу, то дизайн ничего не исправит. Это все равно что сделать супер-пупер дизайн интерьера для неряхи и лентяя — вся квартира будет заставлена пустыми бутылками и коробками из-под пиццы и плевать какой там ранее был дизайн.
Это не означает, что можно делать теперь всякую фигню и работать спустя рукава. Дизайн по умолчанию должен быть минимум нетошнотворен. А дальше все зависит от возможностей и готовности клиента развивать свой бизнес.