Так что же такое этот ваш «дизайн»?
Обновлено 9 апреля 2020
Достаточно часто сталкиваюсь с данным вопросом и при работе с клиентами, и при обучении других дизайнеров. Кто-то подразумевает под этим сухое проектирование, другие — только украшательства, третьи — перфомативное искусство, четвертые — что-то свое. Вопрос всплывает спонтанно и при разных ситуациях, но неоднозначность понятий и определений приводит к путанице, увеличению сроков, ухудшению результата и лишним затратам.
Предлагаю попробовать разобраться вместе, можно ли кратко ответить однозначно на этот вопрос. Для этого понадобится вывалить все, что нам известно о дизайне, а потом попробовать выделить общее.
Начнем просто с наиболее близких синонимов:
Создание / творение Проектирование
Слишком кратко и обще. Нужно бы как-то развить. Давай посмотрим в википедии:
Диза́йн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля»).
Достаточно скудное определение, особенно, если взять отрасли, куда забрался дизайн сегодня:
- графический
- плакатный
- шрифтовой
- оптических иллюзий
- и пр.
- промышленный
- техника
- различные инструменты и объекты
- мебель и предметы интерьера
- навигации
- звуков
- ароматов
- архитектурный
- экстерьер
- интерьер
- ландшафтный
- воды
- света
- одежды и аксессуаров
- интерфейсов
- веб
- терминалы
- различные гаджеты
Для разных направлений дизайн предполагает разные навыки и знания: одно дело ты модельер, другое — архитектор, третье — разработчик шрифтов, четвертое — веб-дизайнер… При этом у каждого есть свои нюансы и особенности. Например, под последним может восприниматься UI-дизайнер, а может и UX-проектировщик или еще более «новомодный» CX-дизайнер. Не важно как его назвать, важно то, что каждый из них, должен обладать огромным опытом и знаниями, чтобы делать свою работу — дизайн — максимально эффективно, но сферы и компетенции каждого из них могут сильно варьироваться.
Функция порождает форму
В каждом из ответвлений происходят новые открытия и мини-революции, каждое из них вступает в коллаборации с другими отраслями и производит на свет различные ноу-хау.
Текстиль приходит в автоиндустрию
По сути дизайн во всем, что производит человек от каменного топора до ракет Маска и высокотехнологичных приспособлений, помогающих выживать в самых суровых условиях, проходя через оформление юридических документов и возможное расположение выключателя. Дизайн в мелочах, дизайн в деталях и во всём масштабном. Любой объект, созданный человеком — это дизайн, другое дело: хороший или плохой в итоге. Также и в диджитал среде: у любого приложения даже самого корявого есть дизайн, да, возможно, непрофессиональный, топорный, непродуманный, но дизайн.
Дизайн без контента не дизайн, а художественное оформление
На просторах интернета также удалось найти следующие изречения:
А сделать маникюр и покрыть лаком ногти — дизайн? А сделать не только вкусный, но и красивый торт — дизайн? А жесты регулировщика — это визуальная коммуникация? А танец? А картина художника? Как этим можно объяснить отличительную специфику именно дизайна?
Дизайн, в первую очередь — это инструмент бизнеса. Дизайн появился тогда, когда возникла потребность решить какую-то проблему. Результат работы дизайнера — это не изображение и даже не прототип, а работающий продукт. При идеальных условиях, когда бизнес доверился дизайнеру, осуществляется авторский надзор и экономия не берет верх над здравым смыслом, оставляя задумку близкой к идее.
Дизайн — это больше, чем просто упорядочивание и компоновка визуального материала. Дизайн — это привнесение ценностей и смыслов, просвещение, упрощение, разъяснение, преобразование, облагораживание, преувеличение, убеждение, и возможно даже развлечение.
Дизайн в более широком понимании — это не только художественное конструирование, но и решение вопросов производства и потребления при помощи рационального построения визуальных и функциональных свойств.
Таким образом, дизайн отвечает не только за технические, но и эстетические, и социальные задачи, и коммерческий успех: повысить конверсию, решить задачи, улучшить эмоциональное восприятие, выступить визуальным языком и пр. Для дизайна важны уже не только формы или удешевление процесса, но и тактильность, где это возможно, и эмоции, где это необходимо.
Жизнь дизайнера — постоянная борьба. Борьба с уродством
Дизайн необходим ленивым, новаторам и эстетам. Ленивым, конечно, для красного словца сказал — всем тем, кому необходимы оптимизации и ускорение процесса. Он упрощает жизнь, дизайн-системы и модульные сетки экономят ресурсы. Но если все будет только по сетке и законам, то пропадает теплота, индивидуальность и душа — все становится одинаковым. Поэтому необходимо найти золотую середину.
Искусство — это результат личностного самовыражения, но дизайн — это социальный акт творчества, он разрабатывается для людей
Дизайн не может быть универсальным для всех. Всем мил не будешь. Дизайн как язык — на нем эффективно можно говорить только с теми, кто понимает этот язык. Чтобы общаться с одними людьми нужен определенный дизайн, чтобы с другими — какой-то свой.
Если бы не экстравагантный дизайн соковыжималки Juicy Salif Филиппа Старка, она бы вряд ли получила такую известность. Достаточно стильная и необычная форма, вызывающая интерес, но по правде говоря, пользоваться ей абсолютно неудобно.
Придумавший стекло для винных бокалов, явно ценил вино и хотел лицезреть напиток через прозрачные стенки емкости. Дизайн в данном случае не перекрывает контент, а, напротив, подчеркивает его. Но важно не только содержание, но и средство коммуникации, и контекст, и культурная матрица. Предмет дизайна сам является сообщением. А в любом сообщении ценна актуальность. Насколько это сообщение актуально сегодня, насколько оно практично? Форма и содержание не вечны. То, что вчера было важно для всех, сегодня уже никому не нужно. Отсюда дизайн сиюминутен, особенно это касается диджитала. При этом, чем дальше мы заходим в будущее, тем становится более краткосрочным и промышленный дизайн. Нужно найти баланс между контентом, функциональностью, удобством, коммуникацией, контекстом и актуальностью.
Орнамент — это преступление!
Продукт (будь то сайт, гаджет, логотип, буклет…) может отлично выглядеть, но если он не решает проблему, ради которой создавался, он абсолютно бесполезен.
На протяжении многих веков люди сталкиваются с различными трудностями. Что их волнует, то и привлекает внимание. Если сегодня мало кого заботят пейджеры, то и особо никто не думает об их дизайне. Дизайн не бывает плохим или хорошим, а бывает уместным или нет. Контекст — это важнейшее, что есть в дизайне. Без контекста дизайн, как таковой, теряет всякий смысл.
Творчество или наука
Многие не понимают разницы, причем не только клиенты, но и непосредственно дизайнеры чувствуют себя художниками, поэтому этот блок тоже нельзя обойти стороной. В дизайне есть, что-то от искусства, но дизайн не искусство. Искусство — это акт абсолютного самовыражения творческой личности. Цель дизайнера, нравится это дизайнерам или нет — решить чьи-то проблемы. Чтобы конечному потребителю решение было удобно и пришлось по душе.
В дизайне есть правила, но они не жесткие, дизайнер должен знать их, но при этом чувствовать где и как их можно нарушить, а самое главное, — понимать зачем он это делает. В дизайне искусства возможно больше, чем считают прагматики.
В дизайне необходимо постоянно задавать вопрос «Зачем?», в искусстве же этот вопрос необязателен. Но качественный дизайн — это в итоге больше, чем искусство. Художник самовыражается, у дизайнера же есть ограничения не только свои и технические, но и ограничения навязанные свыше — качество контента, сроки, бюджет… Художник может быть многословным, избыточным, экстравагантным; дизайнер при наличии ресурсов, конечно, тоже может таковым быть, но такой дизайн уже больше все-таки уходит в искусство, т. к. принцип лучше меньше да лучше, никто не отменял. При этом дизайн относится к современному искусству также, как инженерная деятельность относится к фундаментальной науке. Если бы не фундаментальные знания, то дизайн бы не был таким, как он есть сейчас.
Дизайн — это не искусство. Если художник может быть непонятым, то это не так страшно, если работа дизайнера оказалась непонятой — это провал. Но дизайн без идеи ничем не лучше.
Если дизайн не искусство, то как их отличить? Тема очень широкая и слишком много «но», но хотя бы крупными мазками с общей температурой по палате:
Дизайн | Искусство |
---|---|
Творчество, но автор больше исполнитель | Творчество, но автор больше композитор |
Автор, как правило, анонимен | Авторство закреплено за создателем |
Предполагает коммуникацию (убеждающая или информационная) | Пытается вовлечь аудиторию в нечто, что может не иметь ответов и целей |
Однозначен и конкретен, навязан и ограничен во времени контакта | Многообразно и широко, потребляется по желанию |
Призван давать ответы и у него более оптимистичная составляющая | Чаще задаются вопросы и они отдают драмой |
Тиражная продукция | Уникальный арт-объект |
Быстро устаревает | Сохраняет актуальность, и может даже дорожать со временем |
Таргетирован (ищет ЦА) | Обращается к внутреннему «я» |
Мастерство не самоцель | Перформативность |
Монтаж текста и образа | Образ + контекст |
Коммерчески ориентирован | Амбиции сверхзадач |
Прикладной характер | Ценность самостоятельного объекта |
Признается заказчиком | Признается сообществом |
Конкурентное восприятие | Привилегированное восприятие |
Вписывается в бюджет | Имеет добавленную стоимость |
Работает с эстетикой | Конец парадигмы модерна |
Не имеет единой теории | Имеет язык самоописания |
Не считается искусством | Считается искусством |
Между дизайном и современным искусством нет никакой связи. Искусство абсолютно самодостаточно, это чистая поэзия. А дизайн крутится вокруг повышения функциональности, эргономики. Дизайн хочет понравиться, искусству это не нужно.
Если дизайна нет
Люди не задумываются о дизайне, пока не сталкиваются с проблемами использования. Возьмем зубную щетку к примеру. Мы не думаем о дизайне, пока не столкнемся со страшной, неудобной, плохо чистящей и пр.
Через дизайн можно вывести человека из себя, заставляя повторять мало-полезные действия или пользоваться неудобным предметом, а можно подарить пользователю эстетическое наслаждение, поднять настроение или минимум не испортить его. Иногда дизайн решает мизерную проблемку, но одной такой проблемкой становится уже меньше, что делает мир лучше.
Общество знакомо с плохим дизайном лучше, чем с хорошим. Именно из-за этого люди предпочитают плохой дизайн хорошему.
Дизайн, который выбираю я
Завлекает внимание — информация становится методом коммуникации.
Повышает ценность бренда — вызывает эмоциональную связь с помощью своей красоты.
Доказывает покупателю, что ему нужен данный продукт.
Дизайн способен создать новую единицу смысла.
В результате все это позволяет увеличить добавочную стоимость. Мы готовы платить сильно больше, пока верим в адекватность этого действия: будь то улучшение нашего имиджа, выгодные инвестиции, комфорт и услада глаз…
Полезный дизайн — незаметный дизайн, а заметный дизайн, обязательно при этом эстетичный.
План определяет творческую программу. Там, где нет плана, там беспорядок и царит произвол
Хороший дизайн обязан воспитывать эстетические чувства
К такому дизайну возможно прийти через исследования, поиск связей и смысла, через решение поставленной проблемы, через накопленный опыт, путем закладывания в него нужных паттернов, вызывающих требуемые продукту эмоции. Таким образом, нужно найти баланс между эмоциональной и рациональной частями. При этом чистые эмоции и рационализм не означают эстетичный внешний вид, поэтому нужно следить и за чистотой картинки: лекальные кривые, пиксель перфект, приятные и удобные пропорции и многое другое. Все это надо суметь уместить в одном продукте и не выбиться за бюджет.
Продает ли хороший дизайн? Коротко — «нет». Подробности описаны в статье Ошибка № 1. Убеждение «дизайн продает»
Обычный дизайн функционален, хороший — вдобавок не мешает продажам и эстетичен, а великий — еще и выражает идею.
Выводы
Дизайн — это не только картинка, не только идея, не только поиск решений, не только мысль, не только проектирование и многое другое — это совокупность перечисленных факторов в правильном балансе. Дизайн может менять образ жизни и привычки людей и влияет так или иначе на развитие человечества в целом.
Дизайн — это визуальный язык, пытающийся уместиться в возможные ресурсы и добиться предельной однозначности смыслов, и как любой язык, он должен быть красив.
Проверить эффективность (состоятельность) дизайна достаточно просто — это фидбек от конечных потребителя и заказчика: если цели обоих достигнуты — дизайн сработал.