Так что же такое этот ваш «дизайн»?

Обновлено 9 апреля 2020

Достаточно часто сталкиваюсь с данным вопросом и при работе с клиентами, и при обучении других дизайнеров. Кто-то подразумевает под этим сухое проектирование, другие — только украшательства, третьи — перфомативное искусство, четвертые — что-то свое. Вопрос всплывает спонтанно и при разных ситуациях, но неоднозначность понятий и определений приводит к путанице, увеличению сроков, ухудшению результата и лишним затратам.

Предлагаю попробовать разобраться вместе, можно ли кратко ответить однозначно на этот вопрос. Для этого понадобится вывалить все, что нам известно о дизайне, а потом попробовать выделить общее.

Начнем просто с наиболее близких синонимов:

Создание / творение Проектирование

Слишком кратко и обще. Нужно бы как-то развить. Давай посмотрим в википедии:

Диза́йн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля»).

Достаточно скудное определение, особенно, если взять отрасли, куда забрался дизайн сегодня:

  • графический
    • плакатный
    • шрифтовой
    • оптических иллюзий
    • и пр.
  • промышленный
    • техника
    • различные инструменты и объекты
    • мебель и предметы интерьера
  • навигации
  • звуков
  • ароматов
  • архитектурный
    • экстерьер
    • интерьер
    • ландшафтный
    • воды
    • света
  • одежды и аксессуаров
  • интерфейсов
    • веб
    • терминалы
    • различные гаджеты

Для разных направлений дизайн предполагает разные навыки и знания: одно дело ты модельер, другое — архитектор, третье — разработчик шрифтов, четвертое — веб-дизайнер… При этом у каждого есть свои нюансы и особенности. Например, под последним может восприниматься UI-дизайнер, а может и UX-проектировщик или еще более «новомодный» CX-дизайнер. Не важно как его назвать, важно то, что каждый из них, должен обладать огромным опытом и знаниями, чтобы делать свою работу — дизайн — максимально эффективно, но сферы и компетенции каждого из них могут сильно варьироваться.

Функция порождает форму

Луис Салливан
архитектор

В каждом из ответвлений происходят новые открытия и мини-революции, каждое из них вступает в коллаборации с другими отраслями и производит на свет различные ноу-хау.

Текстиль приходит в автоиндустрию

По сути дизайн во всем, что производит человек от каменного топора до ракет Маска и высокотехнологичных приспособлений, помогающих выживать в самых суровых условиях, проходя через оформление юридических документов и возможное расположение выключателя. Дизайн в мелочах, дизайн в деталях и во всём масштабном. Любой объект, созданный человеком — это дизайн, другое дело: хороший или плохой в итоге. Также и в диджитал среде: у любого приложения даже самого корявого есть дизайн, да, возможно, непрофессиональный, топорный, непродуманный, но дизайн.

Дизайн без контента не дизайн, а художественное оформление

Джеффри Зельдман
веб-дизайнер

На просторах интернета также удалось найти следующие изречения:

  • Доступность для
    понимания красоты
    и ее сути
  • Информационная
    архитектура
  • Решение задач
    по средствам среды
  • Дополнение
    красоты удобством
  • Наука
    упрощения
  • Эффективное
    решение задач
  • Визуальная
    коммуникация
  • Результат
    слияния идей
  • Избавление от всего
    лишнего вытаскивание
    основной мысли наружу
  • Наука визуализации
    мысли

А сделать маникюр и покрыть лаком ногти — дизайн? А сделать не только вкусный, но и красивый торт — дизайн? А жесты регулировщика — это визуальная коммуникация? А танец? А картина художника? Как этим можно объяснить отличительную специфику именно дизайна?

Дизайн, в первую очередь — это инструмент бизнеса. Дизайн появился тогда, когда возникла потребность решить какую-то проблему. Результат работы дизайнера — это не изображение и даже не прототип, а работающий продукт. При идеальных условиях, когда бизнес доверился дизайнеру, осуществляется авторский надзор и экономия не берет верх над здравым смыслом, оставляя задумку близкой к идее.

Дизайн — это больше, чем просто упорядочивание и компоновка визуального материала. Дизайн — это привнесение ценностей и смыслов, просвещение, упрощение, разъяснение, преобразование, облагораживание, преувеличение, убеждение, и возможно даже развлечение.

Пол Рэнд
графический дизайнер

Дизайн в более широком понимании — это не только художественное конструирование, но и решение вопросов производства и потребления при помощи рационального построения визуальных и функциональных свойств.

Таким образом, дизайн отвечает не только за технические, но и эстетические, и социальные задачи, и коммерческий успех: повысить конверсию, решить задачи, улучшить эмоциональное восприятие, выступить визуальным языком и пр. Для дизайна важны уже не только формы или удешевление процесса, но и тактильность, где это возможно, и эмоции, где это необходимо.

Жизнь дизайнера — постоянная борьба. Борьба с уродством

Массимо Виньелли
дизайнер

Дизайн необходим ленивым, новаторам и эстетам. Ленивым, конечно, для красного словца сказал — всем тем, кому необходимы оптимизации и ускорение процесса. Он упрощает жизнь, дизайн-системы и модульные сетки экономят ресурсы. Но если все будет только по сетке и законам, то пропадает теплота, индивидуальность и душа — все становится одинаковым. Поэтому необходимо найти золотую середину.

Искусство — это результат личностного самовыражения, но дизайн — это социальный акт творчества, он разрабатывается для людей

Карим Рашид
промышленный дизайнер

Дизайн не может быть универсальным для всех. Всем мил не будешь. Дизайн как язык — на нем эффективно можно говорить только с теми, кто понимает этот язык. Чтобы общаться с одними людьми нужен определенный дизайн, чтобы с другими — какой-то свой.

Соковыжималка

Если бы не экстравагантный дизайн соковыжималки Juicy Salif Филиппа Старка, она бы вряд ли получила такую известность. Достаточно стильная и необычная форма, вызывающая интерес, но по правде говоря, пользоваться ей абсолютно неудобно.

Придумавший стекло для винных бокалов, явно ценил вино и хотел лицезреть напиток через прозрачные стенки емкости. Дизайн в данном случае не перекрывает контент, а, напротив, подчеркивает его. Но важно не только содержание, но и средство коммуникации, и контекст, и культурная матрица. Предмет дизайна сам является сообщением. А в любом сообщении ценна актуальность. Насколько это сообщение актуально сегодня, насколько оно практично? Форма и содержание не вечны. То, что вчера было важно для всех, сегодня уже никому не нужно. Отсюда дизайн сиюминутен, особенно это касается диджитала. При этом, чем дальше мы заходим в будущее, тем становится более краткосрочным и промышленный дизайн. Нужно найти баланс между контентом, функциональностью, удобством, коммуникацией, контекстом и актуальностью.

Орнамент — это преступление!

Адольф Лоос
архитектор

Продукт (будь то сайт, гаджет, логотип, буклет…) может отлично выглядеть, но если он не решает проблему, ради которой создавался, он абсолютно бесполезен.

На протяжении многих веков люди сталкиваются с различными трудностями. Что их волнует, то и привлекает внимание. Если сегодня мало кого заботят пейджеры, то и особо никто не думает об их дизайне. Дизайн не бывает плохим или хорошим, а бывает уместным или нет. Контекст — это важнейшее, что есть в дизайне. Без контекста дизайн, как таковой, теряет всякий смысл.

Творчество или наука

Многие не понимают разницы, причем не только клиенты, но и непосредственно дизайнеры чувствуют себя художниками, поэтому этот блок тоже нельзя обойти стороной. В дизайне есть, что-то от искусства, но дизайн не искусство. Искусство — это акт абсолютного самовыражения творческой личности. Цель дизайнера, нравится это дизайнерам или нет — решить чьи-то проблемы. Чтобы конечному потребителю решение было удобно и пришлось по душе.

В дизайне есть правила, но они не жесткие, дизайнер должен знать их, но при этом чувствовать где и как их можно нарушить, а самое главное, — понимать зачем он это делает. В дизайне искусства возможно больше, чем считают прагматики.

В дизайне необходимо постоянно задавать вопрос «Зачем?», в искусстве же этот вопрос необязателен. Но качественный дизайн — это в итоге больше, чем искусство. Художник самовыражается, у дизайнера же есть ограничения не только свои и технические, но и ограничения навязанные свыше — качество контента, сроки, бюджет… Художник может быть многословным, избыточным, экстравагантным; дизайнер при наличии ресурсов, конечно, тоже может таковым быть, но такой дизайн уже больше все-таки уходит в искусство, т. к. принцип лучше меньше да лучше, никто не отменял. При этом дизайн относится к современному искусству также, как инженерная деятельность относится к фундаментальной науке. Если бы не фундаментальные знания, то дизайн бы не был таким, как он есть сейчас.

Дизайн — это не искусство. Если художник может быть непонятым, то это не так страшно, если работа дизайнера оказалась непонятой — это провал. Но дизайн без идеи ничем не лучше.

Если дизайн не искусство, то как их отличить? Тема очень широкая и слишком много «но», но хотя бы крупными мазками с общей температурой по палате:

Дизайн Искусство
Творчество, но автор больше исполнитель Творчество, но автор больше композитор
Автор, как правило, анонимен Авторство закреплено за создателем
Предполагает коммуникацию (убеждающая или информационная) Пытается вовлечь аудиторию в нечто, что может не иметь ответов и целей
Однозначен и конкретен, навязан и ограничен во времени контакта Многообразно и широко, потребляется по желанию
Призван давать ответы и у него более оптимистичная составляющая Чаще задаются вопросы и они отдают драмой
Тиражная продукция Уникальный арт-объект
Быстро устаревает Сохраняет актуальность, и может даже дорожать со временем
Таргетирован (ищет ЦА) Обращается к внутреннему «я»
Мастерство не самоцель Перформативность
Монтаж текста и образа Образ + контекст
Коммерчески ориентирован Амбиции сверхзадач
Прикладной характер Ценность самостоятельного объекта
Признается заказчиком Признается сообществом
Конкурентное восприятие Привилегированное восприятие
Вписывается в бюджет Имеет добавленную стоимость
Работает с эстетикой Конец парадигмы модерна
Не имеет единой теории Имеет язык самоописания
Не считается искусством Считается искусством
Между дизайном и современным искусством нет никакой связи. Искусство абсолютно самодостаточно, это чистая поэзия. А дизайн крутится вокруг повышения функциональности, эргономики. Дизайн хочет понравиться, искусству это не нужно.

Филипп Старк
дизайнер

Если дизайна нет

Люди не задумываются о дизайне, пока не сталкиваются с проблемами использования. Возьмем зубную щетку к примеру. Мы не думаем о дизайне, пока не столкнемся со страшной, неудобной, плохо чистящей и пр.

Через дизайн можно вывести человека из себя, заставляя повторять мало-полезные действия или пользоваться неудобным предметом, а можно подарить пользователю эстетическое наслаждение, поднять настроение или минимум не испортить его. Иногда дизайн решает мизерную проблемку, но одной такой проблемкой становится уже меньше, что делает мир лучше.

Общество знакомо с плохим дизайном лучше, чем с хорошим. Именно из-за этого люди предпочитают плохой дизайн хорошему.

Пол Рэнд
графический дизайнер

Дизайн, который выбираю я

Завлекает внимание — информация становится методом коммуникации.

Повышает ценность бренда — вызывает эмоциональную связь с помощью своей красоты.

Доказывает покупателю, что ему нужен данный продукт.

Дизайн способен создать новую единицу смысла.

В результате все это позволяет увеличить добавочную стоимость. Мы готовы платить сильно больше, пока верим в адекватность этого действия: будь то улучшение нашего имиджа, выгодные инвестиции, комфорт и услада глаз…

Полезный дизайн — незаметный дизайн, а заметный дизайн, обязательно при этом эстетичный.

План определяет творческую программу. Там, где нет плана, там беспорядок и царит произвол

Ле Корбюзье
архитектор

Хороший дизайн обязан воспитывать эстетические чувства

К такому дизайну возможно прийти через исследования, поиск связей и смысла, через решение поставленной проблемы, через накопленный опыт, путем закладывания в него нужных паттернов, вызывающих требуемые продукту эмоции. Таким образом, нужно найти баланс между эмоциональной и рациональной частями. При этом чистые эмоции и рационализм не означают эстетичный внешний вид, поэтому нужно следить и за чистотой картинки: лекальные кривые, пиксель перфект, приятные и удобные пропорции и многое другое. Все это надо суметь уместить в одном продукте и не выбиться за бюджет.

Продает ли хороший дизайн? Коротко — «нет». Подробности описаны в статье Ошибка № 1. Убеждение «дизайн продает»

Обычный дизайн функционален, хороший — вдобавок не мешает продажам и эстетичен, а великий — еще и выражает идею.

Выводы

Дизайн — это не только картинка, не только идея, не только поиск решений, не только мысль, не только проектирование и многое другое — это совокупность перечисленных факторов в правильном балансе. Дизайн может менять образ жизни и привычки людей и влияет так или иначе на развитие человечества в целом.

Дизайн — это визуальный язык, пытающийся уместиться в возможные ресурсы и добиться предельной однозначности смыслов, и как любой язык, он должен быть красив.

Проверить эффективность (состоятельность) дизайна достаточно просто — это фидбек от конечных потребителя и заказчика: если цели обоих достигнуты — дизайн сработал.